Когда я говорю, что выращена своими учителями и работаю в интегративной модели, то это вызывает еще больший вопрос «А что это за модель?». Попробую ответить.
Во-первых, это относительно без-инструментальный подход. Мне не нужны для контакта с психикой другого человека посредники в виде рисунков, карт, фотографий, игрушек, расстановочных приёмов, сказок, проективных методик и пр. Да, я могу всем этим пользоваться, но я как бы не завишу от них. Я могу из «ничего» создать глубочайший опыт для человека и только разговором проводить его к исцеляющим инсайтам. Конечно, здесь что-то и про меня и мой стиль, но так – безинструментально – работает интегративный подход. Так работают мои коллеги и ученики, хотя у всех есть, конечно, свой почерк и любимые инструментики. Но, ещё раз, мои коллеги от них не зависят.
Во-вторых, - и эту версию я однажды озвучила на конференции гештальт-терапевтов в Тюмени, чем сильно напрягла ее лидеров. «Коллеги, - сказала я, - давайте посмотрим не на подход, а на суть работы психотерапевта. Ведь если это действительно хорошая работа, то где вы видели не гештальт?! Если мы не завершили незавершённое, то ничего не случится. Если мы не опираемся на здесь и теперь, ничего не произойдёт. Где вы видели не психоанализ?! Если мы не коснулись раннего опыта, терапии не будет. Где вы видели не телеску?! Если не откликнулось тело, то не будет и трансформации. Где вы видели не когнитивку?! Если не изменились убеждения, ничего не произойдёт. Где вы видели не бихевиоралку (это поведенческая терапия)?! Ведь если нет изменений на поведенческом уровне, то нет и терапевтического результата. Если это настоящая работа, вы не сможете сделать ее без клиент-ориентированного подхода, без экзистенциального взгляда на ситуацию. В конце концов вы не обойдётесь без психосинтеза – ведь нужно собрать личность воедино». Примерно таков был мой спич. Оставим за рамками напряжение коллег из другого подхода. Но я до сих пор считаю этот ответ исчерпывающим для пояснения, что значит интегративная модель, или интегративный подход.
Так мы и работаем!
Статья "Ещё 2 слова об интегративном подходе"
Коллеги, не предполагала, что столько откликов будет об интегративном подходе. Видимо, горячая тема!
Ещё немного поддержу разговор. Прозвучал вопрос, как же его освоить: нужно ли сначала изучить все иные направления. Не могу не ответить. Нет! Конечно, не нужно. Было бы немыслимо изучить всё, а потом это соединить – жизни бы не хватило!
Интегративный подход – это когда ты знаешь, куда смотреть, куда слушать, куда думать, чтобы быть для клиента максимально полезным. В т.ч. и чтобы подбирать наилучший инструментарий (и только тогда инструменты служат тебе, а не ты им).
Что значит «Куда смотреть, куда слушать, куда думать»? Это значит:
Знать логику человеческой психики (а она очень логична!)
Уметь увидеть искажение в структуре личности, которое рождает жизненные трудности человека
Любить разруливать внутренние конфликты
Бережно, но уверенно встречаться с психологической травмой и исцелять ее
Понимать глубинную связь сознания и бессознательного, левого и правого полушария и уметь эту связь устанавливать, соблюдая всю технику безопасности
Иметь самую реалистичную реальность и опираться на простые истины бытия
В общем, мыслить системно, видеть суть, любить внешний мир и не бояться мира внутреннего!
Причём здесь принципиально важно всё, что я описала выше, сначала освоить на себе любимом, а потом уже идти «в люди», сначала своё психологическое здоровье, потом исцеление других! Но это важно в любом подходе, не только в интегративном. Это просто пункт №1 нашей профессиональной этики: быть сапожником с сапогами
Статья "Куда я смотрю, когда приходит клиент"
Основной вопрос, на который я хочу получить свой собственный ответ на первой же сессии: ПРО ЧТО этот человек?
Про страх встретиться со своим несовершенством?
Про избегание эмоциональной боли любой ценой?
Про воздушные замки на зыбучих песках?
Про ускользание от сути?
Про конкуренцию с Богом?
Про силу выживать и слабость жить?
Про неспособность себя простить?
Вы понимаете, что список может быть бесконечным, ибо каждый уникален.
Что даёт терапевту ответ на этот вопрос?
Возможность поставить центральную задачу, даже если человек о ней пока и не догадывается:
Признать и разрешить себе несовершенство
Научиться быть с самыми сложными своими чувствами
Научиться жить в реальности и т.д.
В дальнейшем это станет нашим ключевым терапевтическим процессом.
Более того, это старт в построении стратегии работы, нашей маршрутной карты, т.е. осмысленного целенаправленного движения из пункта «Хрень» в пункт «Жизнь».
Иногда рождаются очень говорящие метафоры:
Мальчик, заблудившийся в трёх соснах
Затравленный зверёк и его палач
Волк-одиночка
Власть над властью
Властелин 8 колец из 9
Золушка в отчаянии
Солдат своей судьбы
Как понять, про что клиент? См. пост про системное мышление консультанта. Но если лаконично:
Слушайте, что вызывает у вас со-чувствие. Это во многом про «верю – не верю». Вы были тронуты самОй драматичностью жизненных событий или слезами горечи, или вас умилила растерянность клиента, когда вы отразили простыми словами, что с ним происходит, или его твёрдость в защите своей картины мира. Если у вас ничего не вызывает или, наоборот, всё вызывает сочувствие, идите к супервизору: нет ли здесь чего-то лично вашего?
Смотрите в перенос. Перенос – это то, что человек «перенёс» из своей жизни в ваш кабинет: чувства, отношение, модель поведения, привычную роль. Это всегда подарок для мастера, если тот надёжно умеет отличить свои «тараканы» от клиентских. Играет ли человек послушного ученика, торгуется ли за гарантии, проверяет ли вас и пр.
А что с ним на самом деле? Чего он так боится? За что действительно бьётся? Кому и за что мстит? За что никак не простит себя?
Слушайте – и увидите! Думайте – и услышите! Суть всегда открыта!
Статья "Главные качества психотерапевта"
Меня часто спрашивают, какие главные качества психотерапевта? Когда речь заходит о чем-то главном, основном, сущностном, я задаюсь вопросом: а без чего это нечто, в чем мы ищем главное, никак не может обойтись? И таким же взглядом я смотрю на терапевта. Разумеется, психотерапевта хорошего, лучшего в своих рядах.
Демографические признаки (возраст, пол, семейное положение, доходы) никак не определяют терапевта.
Ум, компетентность – наверное, неплохо. Необходимое, но отнюдь не достаточное условие. Да и как их оценить клиенту?
Чувство юмора, уверенность, доброжелательность – очень желательны, но список подобных качеств может быть безразмерным.
Не претендуя на полноту, попробую назвать то, что считаю абсолютно обязательным, без чего терапевта как Целителя человеческих душ не получится.
Любовь. Как исконная способность, как свойство сознания. Как глубокое принятие во всём вселенской воли, замысла мироздания. Любовь как призма, через которую идёт контакт с собой, другими людьми, миром в целом. Начинается она всегда с истинного принятия себя и глубинного почтения к своей Душе.
Системное мышление. Склонность усматривать мир, его явления, человека и события, с ним происходящие, как взаимосвязанные, а также внимательно рассматривать, изучать эти связи, даже если они не очевидны обывателю. Это склонность мыслить гипотетически, не торопиться с банальными выводами и давать себе время на проверку своих гипотез. В конце концов, это склонность видеть простоту во всей ее глубине.
Отвага. Это мужество бередить чужую душу, встречать чужие тяготы и лишения, выносить с клиентом сор из его избы. Это сила менять то, что можешь, и мудрость признавать свои ограничения. Это смелость бросить человеку вызов, но не бросить при этом самого человека.
Собственные сапоги. Да, мы должны быть сапожниками с сапогами. Потому что клиент либо верит нам, либо нет. Учишь любви, отношениям, жизни – умей это сам! Как говорит Дэвид Майстер, делай то, что проповедуешь!
В университетах этому не научишься. Только у тех, кто прошёл этот путь
Статья "Системное мышление"
Системное мышление и системное видение – вожделенная мечта и предмет профессиональной зависти многих психологов-практиков. Есть мнение, что системному мышлению научить нельзя: оно или есть, или нет. Не знаю. Выверенной статистики у меня нет. Но знаю точно, что если тебе повезло с системными учителями (не обязательно психологами) и ты имел счастье наблюдать за их работой и обсуждать ее с ними, ты просаливаешься в этом рассоле и становишься системным огурцом или иным перцем!
Мне с такими учителями везло по жизни, и когда я пришла в практику, мой профессиональный ум и взгляд уже жаждали работы.
По каким признакам я узнаю системность психотерапевта?
У тебя сбалансированы структурность и интуиция.
Структурность – когда ты можешь ясно разложить ситуацию клиента или вашу с ним работу на раз-два-три, потому что у тебя есть система координат, сквозь которую ты смотришь и думаешь.
Интуиция – это когда ты в моменте не можешь объяснить, почему ты так делаешь, но точно знаешь, что делать нужно сейчас именно так. И лишь потом твоя логика «догонит» интуицию, и ты снова сможешь ясно разложить всё на раз-два-три.
Ты явственно видишь причинно-следственные и иные связи:
Отдельных событий в жизни клиента
Его прошлого, настоящего и возможного будущего
Того, что он говорит, с тем, что он делает
Отношений, которые он строит с тобой, с отношениями, которые он строит с другими
Происходящего в твоём кабинете с тем, что происходит у него в реальной жизни
Ты в процессе и как бы над ним. Наблюдаешь одновременно клиента, его историю, свои реакции, свои мысли, ваше общее поле.
Ты способен лаконично – точным словом или удачной метафорой – выразить суть: происходящего с клиентом, его проблематики и предстоящей вам работы.
Системное видение похоже на собирание пазлов. Ты смотришь – и видишь больше, чем видно. Ты слушаешь – и слышишь больше, чем слышно. В итоге увиденные и услышанные «пазлы» складываются в конфигурацию – и по их сходству просматривается тема, по фрагментам тем – целостная картина. Целостность и есть система.
Желаю всем хорошей системной закваски!
Статья "Цена и ценность психотерапевта"
2 логичных вопроса:
За что именно ты берёшь деньги? Что ты продаёшь клиенту? На какой результат он может рассчитывать (без гарантий, конечно)?
Почему именно к тебе он должен прийти? Ведь ещё десятки-сотни таких, как ты. В чём твои конкурентные преимущества? Т.е. в чём ты лучше других из того, за что действительно готовы платить люди?
Отличные вопросы! Отвечать на них меня приучил бизнес.
За что человек готов платить 1й раз? За видимое и слышимое: красиво поданную идею, внешний вид, харизму, имя.
Зачем он будет работать с тобой вновь и вновь? И может даже ввяжется в кредит, чтобы учиться жизни и делу именно у тебя? За эффект, который остался у него после вашей 1й, 2й и n-й встречи. Человек должен получить больше, чем ждал! Он должен получить по-настоящему ценную для него новизну, даже если она болезненна. По-настоящему ценную – это не про то, что человек любит и что ему приятно, не про шоу и фокусы, а про то, в чём он на самом деле нуждается (даже если пока не понимает этого), чтобы выбраться из своей «Ж».
Как нарабатывают свою ценность-цену мастера? Знаю 3 вида:
Вкось – это когда деньги становятся важнее идеи, и мастер развивается не в профессии, а в продажах.
Вширь – это обрастание методами (листьями), концепциями (ветками) без формирования ствола (единой философской базы). Нередко это просто страх своей некомпетентности.
Вглубь – это развитие глубинного мастерства в рамках своей базовой Школы, интеграция нового опыта (знания, методов) с этой школой, формирование своего уникального стиля а, может, и своей авторской Школы.
Лично я за «вглубь». И только себе подобных приглашаю к себе учиться. Когда ты «вглубь», тобой не руководят страхи (остаться без денег, без клиентов, показаться несведущим) - ты движим иной ценностью, чем $ или др. личное благо. И ты затачиваешь себя на то, чтобы
Видеть человека не как диагноз, а как целостный организм
Видеть самую короткую дорогу к хорошему результату
Знать, где бросить вызов, а где поддержать
И ты ничего не боишься, и каждый твой шаг осознан!
Твой клиент никогда не сформулирует это, но придёт именно за этим.
Ищите себя и свою уникальность. Стремитесь расти не только вширь, но и вглубь.
Статья "Запрос №1 на консультациях"
Меня как мастера часто спрашивают, что больше всего волнует людей? Ответ однозначный – отношения! С детьми, родителями, подругами, бизнес-партнёрами. На 1 месте – отношения гендерные: мужчина-женщина.
Но! Ученик-то готов! Готов ли учитель?
Подвох в том, что мы не можем научить человека тому, чего не понимаем и чем не владеем сами. Мы обязаны быть играющими тренерами, мастерами отношений в теории и на практике. Несчастный в отношениях психолог-консультант – это нечестно и неэтично по отношению к клиенту.
Что должно быть, на мой взгляд, в рюкзачке психолога-мастера отношений?
Работающая модель здоровых отношений: детско-родительских, партнёрских, иерархических. Не идеальных, а реалистично-здоровых
Владение этой моделью в повседневной жизни: сапожник должен быть с сапогами!
Знание глубинной природы больных отношений. Не в смысле диагнозов, а в смысле понимания, как случилось, что человек - социальное по сути существо – разрушает в отношениях себя и других
Умение проводить человека от больных моделей к здоровым – а это отнюдь не натаскивание. Это долгая и кропотливая работа, где 2 шага вперед, 1 назад. Здесь понадобятся разные умения: разглядеть человека в его деструктиве, бережно показать ему увиденное, погрузиться вместе с ним в его травмы, создать поле целительных отношений…
Играющий тренер - тот, кто владеет всем: знает, как устроено, умеет сам и может проводить. И так, кстати, не только в теме №1, но и во всех других. Иначе не мастер. Иначе нечестно.
За п.2 – здоровый способ жить – вы отвечаете сами (спасибо вашим родителям или терапевтам!). А остальному я могу научить. Если это то, в чём хочется профессионально расти, то предлагаю вам пройти мини-курс из 5 тем “Топ-5 клиентских запросов к психологу”. Можно погрузиться во все 5 тем, а можно выбрать ту тему, которая сейчас актуальнее в вашей практике, - решайте сами.
Статья "Первые шаги: ввязывайтесь в драку"
Дежурный вопрос начинающих психологов: Когда можно начать практиковать?
Мой дежурный ответ: Ещё вчера.
О чём я?
Помните старый анекдот? Комиссия в дурдоме обнаруживает бассейн без воды, на дне которого вошкаются психи. Комиссия спрашивает:
- А что это они делают?
- Учатся плавать.
- А почему воды-то нет?
- Пока плавать не научатся, воды не запустим!
Вот и с нами так же. Если сначала учиться плавать, а лишь потом воды запускать, итог будет плачевный. Практика консультирования нужна РАНЬШЕ диплома психолога-консультанта. Диплом должен делаться на практике, а не наоборот.
Самое эффективное обучение – когда ты по самые уши «ввязался в драку», рискнув принять десяток-другой клиентов, поработал священным во веки веков методом «проб и ошибок» )) и понял, наконец, что же тебе важно ещё постичь и чему научиться. Самое ценное в этом опыте – появившиеся у тебя дельные вопросы. И когда ты, наряду с другими психологическими стартаперами, приходишь на обучение, ты оказываешься в зоне ближайшего развития, по Выготскому: у остальных этих вопросов ещё нет, они же не практиковали, а у тебя уже есть! Повторюсь: это самое эффективное обучение. Я сама так училась и шла с опережением всех своих сокурсников.
Вы спросите: а как же клиент? Вдруг я сделаю с ним что-то плохое? Ведь я же не умею ещё…
Ну, сделать ему хуже, чем с ним сделали другие или чем он сделал с собой, непросто. В крайнем случае человек просто не придёт второй раз. Зато у вас появятся важные для развития вопросы.
А как, спросите вы, сделать клиенту «лучше, чем хуже»? За счёт чего?
Вы думаете, клиент исцеляется за счёт ваших экспертных знаний и освоенных техник? Нет! Исключительно за счёт целительной силы вашей личности (эмпатии, понимания, любви, поддержки, вызова и пр.). Вот эту силу и стоит включать в полной мере: это и есть вода в бассейне. А дальше всё понятно: целительная сила вашей личности до-раскроется и расцветёт в вашей личной терапии. А техники и знания вы обязательно доберёте в обучении и супервизии. В итоге сформируется ваш личный неповторимый профессиональный стиль.
Ввязывайтесь в драку уже сегодня, но завтра обязательно обучайтесь: приводите свои знания и практику в систему
Статья "Для клиентов: как выбрать психолога?"
Мне поступил комментарий, что «нельзя же практиковаться и обучаться за счёт клиента: тренируясь «на кошках», начинающий может поотрывать им лапки.
Очень резонное замечание. И, восстанавливая справедливость, пишу пост для КЛИЕНТОВ.
Как выбрать себе психолога?
Университетский психфак – не показатель: многих дипломированных психологов к людям допускать нельзя. Практическая психологическая подготовка – уже лучше, но не панацея, ибо, как гласит поговорка, «если вам дали образование, это не значит, что вы его получили». Да и само практическое образование бывает печальным в своём качестве. Поэтому и иконостас из дипломов, удостоверений и сертификатов на стене специалиста ещё ни о чём не говорит.
В своё время у меня родилась такая формула для выбора психолога. Спросите его, проходил ли он свою личную терапию. Если скажет «да», можете к нему идти: по крайней мере, не навредит и лапки вам не оторвёт. Если скажет «не проходил», тут решайте сами, а если скажет «нет, а зачем?», то точно бегите от него подальше.
Эта формула работает и сейчас, но сегодня я бы спросила психолога не только о его психотерапии, но и о наличии у него супервизора (профессионального наставника). На ответы реагировала бы так же, как и про психотерапию.
И нынешние реалии дают вам еще одну возможность: увидеть вашего потенциального мастера как личность. Да здравствуют самые разные интернет-ресурсы! Я бы смотрела на него как на человека с позиции «верю – не верю»? Верю ценностям, которые он проповедует? Верю, что он живёт по этим ценностям? Что не врёт сам себе? Что он психологически целостен? Что это «мой» человек?
Итак, если вы ему верите, если у него за плечами собственная психотерапия, а в активе есть супервизор, то неважно, какое у него образование и как давно он «ввязался в эту профессиональную драку». Идите к нему.
Для иллюстрации. Мой первый клиент оказался психиатром. Мы поработали несколько месяцев, и он не только сохранил семью, но и вернулся ко мне через время в длительную терапию. Моя первая клиентка сразу стала «терапевтической», и работали мы с ней 4 года. Отлична была терапия! С еще несколькими «первенцами» мы общаемся до сих пор. И не было у меня тогда никакого опыта!
Статья "Растущий спрос и ответственность психолога"
Из официальных источников, спрос на услуги психологов за 2021 год в нашей Челябинской обл. вырос на 110%! Думаю, не только у нас. А последние события лишь усиливают этот тренд. В моём представлении, чем выше на нас спрос, тем выше и с нас (как с профессионалов) спрос. Я об ответственности за то, ЧТО и КАК мы говорим и делаем, за хорошее понимание себя в своём мастерстве.
Если я спрошу вас, будь вы хоть психологом, хоть его клиентом, за что отвечает в этом взаимном процессе специалист, я от многих получу очень размытые ответы типа за «не навредить», за компетентность, за свою личностную проработанность и т.п. Но это слова-контейнеры, в них можно столько всего вместить! Можете ли вы как мастер уверенно сказать: вот здесь проходит граница моей ответственности, и больше я ни за что отвечать не могу?
Если вы практикуете как коуч/терапевт, можете дать строгое определение этим практикам? Так, чтобы не только вам, но и клиенту стала ясна граница между ними, и чтобы вы как специалист чётко видели: этому с его ситуацией будет и коучинга достаточно, а этому – только в терапию.
Каковы критерии завершения терапии? Реализованный запрос? Да он по ходу поменяется 20 раз! Должны быть более универсальные критерии.
Для меня, например, психотерапия – это трансформация жизненного сценария, а завершается она формированием фигуры внутреннего терапевта и его тандемом с сильным Я. И я всегда вижу, на каком мы этапе работы.
Если для вас терапия – исцеление психологических травм, то есть ли чёткие критерии исцелённой травмы?
Я не про свои ответы на эти вопросы: у меня-то они есть. Я о том, что психолог обязан иметь внятные профессиональные конструкты и уметь проанализировать по ним свою работу.
Супервизоров на всех не хватит. А растущий спрос на наши услуги создаёт риск снижения их качества, чего нельзя допустить!
8 лет «лежала в столе» моя методичка «Матрица профессионального самоанализа». Я решила её оживить и превратила в 13 видеоуроков: зоны ответственности мастера, пошаговая логика работы с клиентом, водораздел между коучингом и терапией, выбор тактики работы, перечень основных ловушек и вопросы для самосупервизии.